Нострадамуса и его пророчества знает каждый россиянин. Хотя в действительности этот средневековый поэт и лекарь не являлся предсказателем, и его так называемые "пророчества" известны, скорее, из-за их раздутой популярности, а не благодаря реальной ценности. Истинный предсказатель, способный не только предвидеть будущее с удивительной достоверностью, но и писавший целые книги пророчеств, жил у нас в России. Этим человеком был Василий Васильев, прославившийся как монах Авель. Его темные и страшные предсказания предрекли гибель многих российских императоров. Предсказания для властителей — статья особая. С древнейших времен у каждого правителя обязательно был свой придворный провидец. Особенно пользовались спросом предсказатели будущего на востоке, ведь даже сам основоположник медицины Авиценна составлял гороскопы и изучал влияние планет на судьбы людей.
В России тоже хватало пророков, но самым удивительным и, пожалуй, самым известным является монах Авель. По свидетельствам исторических записей и архивных документов, все его предсказания об императорах России сбылись с невероятной точностью. Однако фигура монаха Авеля так обросла мифами, что неизвестно — являются некоторые факты о его жизни правдой или вымыслом.
Вот в биографическом словаре Брокгауза и Эфрона стоит: "Авель — монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Императора Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 году". Короткая сухая справка, за которой стоит едва ли не судьба России.
Родился будущий пророк в селе Акулово Тульской области. И жил себе, как все крестьяне того времени, не блистая талантами, до 28 лет. Ближе к середине жизни Василий вдруг бросил семью и ушел в Валаамский монастырь, где принял постриг под именем инока Адама. Причиной ухода послужило то, что родители насильно женили Василия, который сам никакого желания обзавестись женой не имел и вообще считался человеком нелюдимым (что не помешало ему завести троих детей).
Год Адам прожил в монастыре, а потом отпросился у настоятеля и ушел в скит. И вот там-то, спасаясь в молитвах и одиночестве, Адам получил дар пророчества. Он сам писал в своих книгах, что ему были видения, будто некий голос позвал его на небо и показал ему там книгу, в которой содержались многие тайны земного мира. Адам прочитал оттуда то, что касалось династии Романовых и России — до самого конца, а затем голос велел ему донести прочитанное до императора, точнее, до императрицы Екатерины Великой, которая тогда правила Россией.
Чтобы исполнить волю неведомых сил, Адам пошел по России, а когда оказался в Николо-Бабевском монастыре, написал там свою первую книгу, в которой прямым текстом говорил о том, что Екатерина будет править всего 40 лет (а уже как раз и наступил сороковой год ее царствования), что престол наследует не ее любимый внук Александр, а сын Павел, и все в таком духе.
Когда об этом узнала Екатерина, она пришла в ярость и приказала монаха изловить, расстричь и посадить в Петропавловскую крепость. Адама действительно расстригли и заключили под стражу. Под арестом он был до тех пор, пока в предсказанное им время не скончалась императрица…
Конечно, Павел I, который вообще верил во всяческие мистические явления и пророчества, заинтересовался вещим монахом. Князь Куракин после смерти Екатерины стал генерал-прокурором Сената — он-то и принес императору книгу предсказаний этого новоявленного пророка. В итоге состоялась беседа правителя и тульского монаха-расстриги.
О чем они говорили, никто не знал в точности и тогда, а уж сегодня это и вовсе неизвестно. Но считается, что Адам прямо назвал Павлу дату его смерти: "Коротко будет царствование твое. На Софрония Иерусалимского (святой, день памяти которого совпадает с днем смерти императора) в опочивальне своей будешь удушен злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. Сказано бо в Евангелии: "Враги человеку домашние его", — так цитируют это откровение некоторые источники. И еще: якобы монах открыл царю все будущее его потомков и всей России.
Однако, скорее всего, это — красивая выдумка. Если бы инок предсказал Павлу такую смерть, то вряд ли Павел издал 14 декабря 1796 года высочайший рескрипт, повелевавший по желанию Адама постричь его снова в монахи.
При повторном постриге Василий Васильев и получил имя, под которым его знают как одного из самых зловещих и точных предсказателей на Руси — Авель. После этого монах отправился в странствия — пожил сначала в Санкт-Петербурге, затем оказался в Москве, где некоторое время прорицал и предсказывал за деньги всем желающим, а потом ненадолго вернулся на Валаам, где написал свою вторую книгу.
В этом сочинении он предсказал смерть пригревшего его императора. И тут же показал свое творение настоятелю. Тот испугался и отослал книгу Петербургскому митрополиту Амвросию. Амвросий передал книгу кому следует, и вот — она оказалась в руках Павла. В книге была указана не только смерть императора и подробное ее описание и время, но и сказано, за что ему уготована такая кончина — за невыполненное обещание построить церковь и посвятить ее архистратигу Михаилу. Жить Павлу, по словам монаха, осталось столько, сколько букв должно быть в надписи над воротами Михайловского замка, строящегося вместо обещанной церкви.
Павел, разумеется, возмутился такой неблагодарности и приказал снова заточить Авеля в ту самую крепость, откуда его и выпустил. И он провел там столько же, сколько при предыдущем заточении — десять месяцев и десять дней. Ровно до тех пор, пока не сбылось и это его предсказание… Правда, считается, что Павел, хоть и был зол на монаха, но все же повелел записать все его пророчества относительно династии Романовых и запереть в ларце, который дозволялось вскрыть ровно через сто лет после дня гибели царя.
Самого же Авеля под конвоем доставили в Соловецкий монастырь и запретили ходить по России и смущать умы. Но Авель и не собирался бродить — он засел за новую книгу, в которой описал пожар 1812 года и прочие ужасы войны с французами. Эти предсказания настолько потрясли тех, кто их прочел, что третья книга Авеля попала в руки третьего императора — Александра I. Молодой царь тоже не обрадовался такому пророчеству и приказал заточить Авеля в тюрьму на Соловках и не выпускать оттуда, пока не сбудется предсказанное.
А оно сбылось. Тогда Александр повелел, чтобы пророк прибыл к нему в Петербург, прислав даже деньги на проезд и паспорт. Правда, игумен Илларион, который очень плохо обращался с заключенным в тюрьму монахом, опасаясь царской немилости никак не хотел того отпускать. И только получив предсказание о гибели своей и всех других монахов обители, испугался и спровадил Авеля. Правда, это не помогло и пророчество сбылось — странная болезнь унесла и самого Иллариона и его подопечных.
А Авель прибыл в Петербург и имел беседу с князем Голицыным. Неизвестно, что он там ему наговорил, но Голицын поспешил отправить Авеля в паломничества по святым местам и всеми силами препятствовал его встрече с императором. Более того, был издан указ, которым монаху Авелю запрещалось публично пророчествовать и вообще творить предсказания. За ослушание грозила тюрьма.
Поэтому Авель довольно долго ничего не предрекал, а только путешествовал по святым местам и переписывался со знатными дамами и вельможами, которые не теряли надежду получить от него какое-либо ценное пророчество.
Однако за годы жизни в Серпуховском Высоцком монастыре, Авель все-таки написал еще одну книгу "Житие и страдание отца и монаха Авеля", намекнув названием на свою святость. В книге было много сложных и непонятных мистических рисунков, описание сотворения мира и подробный рассказ о его жизни, встречах с царями, о видениях и странствиях.
Александру I, конечно же, докладывали о новых предсказаниях Авеля, которые говорили о смерти императора, но император никаких карательных мер относительно него не принял. Может быть, потому, что получил сходное прорицание от Серафима Саровского. Оба "прогноза", как известно, сбылись.
Поэтому Авель мог спокойно пророчествовать и дальше, что он и делал. На этот раз он во всеуслышание говорил о судьбе нового императора — Николая I. Но наученный горьким опытом монах — после того, как его предсказание облетело Москву и Санкт-Петербург — скрылся из монастыря и ударился в бега.
Однако Николай I юмора не понимал и предсказателей не боялся. Авеля довольно быстро поймали — в его родной деревне, куда он вернулся после многих лет, и заключили в арестантское отделение Суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря.
Оттуда Авель уже не вышел. Погребен этот удивительный человек за алтарем монастырской Никольской церкви. Ни одна из его книг — а неизвестно даже точно, сколько он их написал три или пять — не сохранилась. Записи предсказаний, которые были в ларце, доставшемся Николаю II, также исчезли. Все пророчества "русского Нострадамуса" известны только из писем и документов, обрывками и неточными цитатами.
До нас дошли малочисленные сведения о самой страшной книге, написанной Авелем — книге о приходе Антихриста. Якобы монах указал точную дату конца света. Но где сейчас эта книга и кто ее читает — неизвестно. Может быть, это и к лучшему — и так хватает черных предсказаний и недобрых пророчеств в нашем неблагополучном мире.