«Ни одна проблема не может быть решена на том же уровне сознания, на котором она возникла» Альберт Эйнштейн
Обострение конфликта между Азербайджаном и Арменией за территорию Арцаха, спровоцированное Турцией, снова заставило искать какое-то решение проблемы.
Сергей Михеев четко сформулировал три варианта, которые сейчас обсуждаются и все три не устраивают ни одну из конфликтующих сторон.
Это:
1. Полная сдача территории Арцаха - Нагорного Карабаха Азербайджану с депортацией/геноцидом населения Арцаха.
2. Сохранение достигнутого на 1994 положения, когда Арцах и семь районов, прилегающих к нему, обеспечивают безопасность Арцаха и связь Арцаха с Арменией. Признание независимости Арцаха или включение этих территорий в состав Армении.
3. В ноябре 2007 г. на встрече глав правительств ОБСЕ в Мадриде министры иностранных дел России, США и Франции представили перечень основных принципов урегулирования конфликта, предложив принять на их основе подготовку проекта мирного договора. Ими был предложен конкретный план урегулирования, в соответствии с которым: армянская сторона должна освободить на первом этапе пять из семи оккупированных районов Азербайджана; в зону конфликта должны быть введены международные силы по поддержанию мира – миротворцы; временные перемещенные лица из Азербайджана возвращаются в места своего проживания на территории НКР; после этого – в течение 10-15 лет будет проведен референдум, который должен определить и закрепить статус республики.
Ни один из предложенных вариантов не устраивает конфликтующие стороны по разным причинам.
Обещаниям Азербайджана/Турции Армения не верит, и у нее есть на это основания. Кому нужны свидетельства отношения турок-Азербайджанцев и перспективы для армян, если эти земли отойдут Азербайджану/Армении почитайте свидетельства о том, что делали турки с армянами от независимого свидетеля: Анри Барби "В стране ужаса". Сохранение Арцаха для Армении это не прихоть, но вопрос выживания. Если будет прервана связь Армении и Ирана - единственная "дорога жизни" которая поддерживает экономику Армении, вопрос ее существования становится очень спорным.
Сохранение статус-кво на 1994 год "не устраивает" Азербайджан. В первую очередь потому, что он все больше попадает под влияние Турции, которая страстно желает укрепить свое влияние в этом регионе. То есть двигатель конфликта - Эрдоган.
Эти три варианта очерчивают плоскость, на которой не может быть найдено решение, устраивающее стороны конфликта. Поэтому никакие перемирия не соблюдаются - нет предмета разговора и возможности договориться о чем-то.
Если исключить провоцирующий фактор и амбиции Турции, то решение должно устраивать как Азербайджан, так и Армению. Кроме того, желательно вывести Азербайджан из-под влияния Турции и позволить "сохранить лицо" как Алиеву, так и Пашиняну.
Турция выступает в данном конфликте как провокатор и единственный выгодоприобретатель. Гарантами перемирия и решения конфликта могут выступать только Россия, как правопреемница РИ и СССР и Иран, как наследник Персии. Это - крупные державы, заинтересованные в долгом мире в этом регионе, исторически многие века принадлежавшем им по очереди.
Как же можно решить эту проблему выйдя за плоскость дискутируемых трех очевидных решений?
Да, есть решение, не новое, но эффективное, издревле часто использовавшееся в территориальных спорах и по завершении военных конфликтов - выкуп земли и выкуп полона.
Например, Россия по результатам "Вечного Мира" и раздела Речи Посполитой, Речь Посполитая признавала за Русским царством Левобережную Украину, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую землю с Черниговом и Стародубом и, кроме того, Речь Посполитая получала 146 тысяч рублей компенсации за отказ от Киева.
По результатам Ништадского мира, который завершил Северную войну между Россией и Швецией, участок Карелии, Эстляндия, Ингерманландия и Лифляндия отошли Петру I за 2 млн. ефимков (серебряных монет) – это почти 56 тонн серебра. Россия стала законным обладателем прибалтийских земель.
В России практиковался также и выкуп полона - людей, захваченных в результате военных действий. О таком обычае рассказывается в былине об Авдотье Рязаночке.
Итак, перемирие и договор с Азербайджаном о выкупе Арцаха и земли вокруг него, населенной только и исключительно армянами уже почти 30 лет, может быть переведен из плоскости неразрешимых противоречий в иную - позволяющую сохранить лицо и дающую немалую выгоду именно Азербайджану.
Заинтересованные стороны, заключив перемирие, смогут договориться каждый о своем - Армения и Арцах о выкупе земли, Азербайджан - о получении компенсации.
Для Азербайджана это выгодно тем, что он выходит из-под давления Турции, то есть сохраняет свою фактическую самостоятельность, Алиев сохраняет власть и дает народу Азербайджана возможность гордиться тем, что они получили выгоду денежную, а не войну и смерти.
Для Армении это выгодно тем, что они без затяжной войны сохраняют территории и людей, решая давнюю болезненную проблему, становясь законными собственниками спорной земли.
Для России и Ирана выгодно сохранение мира на своих границах, на тех землях, за которые они несут моральную ответственность уже многие века. Поэтому определять переговоры могут вестись только этими четырьмя странами, с присутствием других в качестве гарантов и наблюдателей. И миротворцы и военная база в Арцахе должны быть Российскими, что очевидно.
Не выгодно это только Эрдогану. |