Воскресенье, 22.12.2024, 11:26

Приветствую Вас Гость | RSS
Звёздная река
ГлавнаяРегистрацияВход

Самые свежие статьи на Портале


Арцах: взамоприемлемое решение конфликта есть - пойдут ли на этот вариант?
опубликовано 30.10.2020
читано 459 раз
Ментальные эпидемии «мозговые» вирусы в эпоху информационных войн И. Ашманов
опубликовано 31.01.2020
читано 624 раз
Владимир Путин: предупреждение ведущих питерских астрологов, составленное в 1999 году
опубликовано 12.05.2019
читано 741 раз
Два типа социализма - что выбираете вы?
опубликовано 19.01.2018
читано 981 раз
Обнаружение "ДНК Бога": критика с научно-практической точки зрения - тезисно
опубликовано 17.01.2017
читано 1369 раз

Самые читаемые статьи Портала


Диагностика и очищение яйцом
опубликовано 20.07.2010
читано 10206 раз
Исполнение желаний - "порог колдуна"
опубликовано 24.12.2009
читано 7668 раз
Волнующие переживания на первой ступени Рейки
опубликовано 08.10.2013
читано 7033 раз
Не лезьте в душу грязными ногами!
опубликовано 11.04.2010
читано 6756 раз
Славянские имена
опубликовано 29.06.2012
читано 6637 раз
Обрядовые куклы
опубликовано 15.01.2010
читано 6473 раз

Блог - оффтопик форума


Кто определяет внутреннюю политику России?
опубликовано 24.03.2017
читано 400 раз
Сталин и русский народ - хронология
опубликовано 08.02.2017
читано 262 раз
Лучшее средство от головной боли – гильотина
опубликовано 06.02.2017
читано 239 раз
#ярусский и продажная девка империализма
опубликовано 06.02.2017
читано 261 раз
Чего от нас хотят: примирения или смирения?
опубликовано 01.02.2017
читано 245 раз

Меня зовут Чепа!


Меню

Последние обновленные темы

  • Форуму-15! (3)
  • Забыть об украинцах навсегда: о стратегическом пла... (8)
  • Изменись! (2)
  • Зачем закрывать канал после работы в рейки (4)
  • Второе Правило Начинающего (4)
  • Фильм «Гостья из будущего» 1984, как мрачная антиу... (13)
  • 7 принципов Света (1)
  • Настройка на кармические символы (39)
  • Ф.М.Достоевский. Дневник писателя. Сентябрь - дека... (3)
  • Обыкновенное чудо (0)
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Застолье, пища и одежда в России в X–XVII вв.
    МайяДата: Суббота, 25.01.2014, 14:42 | Сообщение # 1
    aka Fiona - Мастер-учитель, в Рейки с 2000
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 12980
    Статус: Offline


    Летописи и памятники литературы редко рассказывают о пище и приготовлении блюд. И все же из этих редких упоминаний, а также из
    археологических источников можно получить представление о том, что пили и
    ели наши предки в древности.

    Наиболее распространенной пищей являлись продукты хлебопечения, каши и
    кисели, т. е. то, что изготавливалось из зерна. Каши готовили из
    овсяной, гречневой, ячменной, пшеничной муки и ели с маслом или молоком.
    Гречневая каша традиционно подавалась к щам. В «Повести временных лет»
    упоминаются овсяный и гороховый кисели. В скоромные дни кисели ели с
    молоком, а в постные – с постным маслом.

    В обычные дни на столе чаще можно было увидеть ржаной хлеб, в праздничные – хлеб из пшеничной муки и калачи. Помимо хлеба, из муки
    пекли: пироги, пирожки, блины, оладьи, хворосты, караваи. По способу
    приготовления пироги различали подовые, т. е. печеные, и пряженые –
    жаренные в масле. Начинки для пирогов могли быть самые разнообразные.
    Гороховик начиняли горохом, крупеник – кашею, грибник – грибами,
    кулебяку – рыбой или мясом, курник – курицею. Также пекли пироги с
    творогом, яйцами, «сарацинским пшеном» (так называли в старину рис),
    маком, репою, капустою, сладкие пироги – с ягодами, изюмом. По форме
    пироги могли быть круглыми, долгими, треухими, а по способу оформления –
    глухими, если они защипывались и начинка в них не была видна, или
    расстегаями. Русская кухня знала в те времена до двадцати видов пирогов.

    Подавали выпечные изделия обычно к супам, которые назывались ухами.
    Помните: «А меж ух – пироги»? «Ухой» в то время называли любой суп или
    похлебку, а не только рыбный. «Уха куряча» готовилась из курицы с
    добавлением различных пряностей. Если в суп клали гвоздику, то он
    назывался «черною ухою»; если перец – «белою ухою»; «голым» назывался
    суп без специй.

    Специи и пряности были непременной принадлежностью русской кухни. Горчичное зерно ввозили на Русь с древности, о чем свидетельствует
    находка конца X века: горшок с надписью гороухща, т. е. «горчица».

    Кроме ух, готовили также щи и борщи. Слово щи в то время употреблялось в
    двух значениях: 1) «горячее блюдо из капусты» и 2) «напиток, похожий на
    квас», который готовили на пивных остатках и хранили круглый год в
    бочках или бутылках.

    Главным овощным продуктом была капуста, «капустником» часто называли и весь огород. Большой популярностью пользовалась репа, особенно до
    появления в XVIII в. картофеля. Репу ели сырой, парили (отсюда
    выражение: «проще пареной репы»), запекали, из нее приготавливали каши и
    похлебки. Очень популярны на Руси были блюда из гороха, свеклы,
    моркови. В качестве приправы обильно употребляли лук, чеснок и хрен.

    Мясные кушанья готовили вареными или жареными. Судя по частоте
    упоминания в разных источниках, особой любовью пользовались пернатая
    дичь: тетерева, рябчики – и домашняя птица: куры, гуси, утки.
    Особенностью русского стола того времени было приготовление таких
    экзотических птиц, как: лебеди, журавли и цапли. Согласно православной
    традиции, смешение, измельчение, перемалывание и дробление продуктов
    считалось грехом, поэтому блюда готовили из целого куска. Мясо
    зажаривали на вертеле, называя его «верченым». Зайца «сковородного»
    зажаривали на сковороде, а «россольного» – варили в огуречном рассоле с
    примесью пряностей.

    Не менее разнообразны были и рыбные блюда: сельди, щуки и лещи паровые, лососина, белая рыбица, белужина, стерлядь, осетрина. Из них
    готовили: «уху шафранную, уху черную, уху окуневую, уху плотичью, уху
    лещевую, уху карасевую, головы щучьи с хреном и с чесноком, голцы в
    кислых штях».

    Слово десерт появится только в XVIII в., и на «заедки», как тогда
    называли сладкое, обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, пастила,
    орехи.

    Любимыми напитками были морс, квас, пиво, водка и вина. Меды различали
    вареные и ставленые, т. е. наливаемые в определенную посуду. По способу
    приготовления и по специям известны: мед светлый, паточный, простой,
    боярский, мед с пряностями, мед ягодный. Готовили на меду и квас, именуя
    его «медвяным». В зависимости от крепости водка, именуемая тогда
    «вином», называлась: «простая», или «добрая», «боярская», «вино
    двойное». Сладкая водка, приготовленная на патоке, предназначалась для
    женщин. Водку любили настаивать на травах: мяте, горчице, зверобое,
    бодяге, можжевельнике и лимонных корках. Привозные вина – греческие,
    французские, венгерские, итальянские («фряжские») – появлялись в то
    время только в домах знати, поскольку были дороги.

    На пирах и в обычной семейной трапезе на Руси строго соблюдали за столом старшинство. Столы ставили не по середине помещения, а
    приставляли к лавкам, на которых и распределялись «места» в соответствии
    с возрастом и положением членов семьи или гостей. В переднем углу, у
    «верхнего» конца стола, под образами, сидел хозяин. По правую руку от
    него – старший сын или следующий по старшинству брат; по левую – второй
    сын. Рядом со старшим сыном мог сесть третий сын, а напротив него – сын
    старшего сына – старший внук. Женщины в допетровское время за общий стол
    не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже. Однако
    известны и женские пиры, на которые хозяйка приглашала подруг.

    Ели часто из одной миски, именуемой «солило», строго соблюдая порядок:
    старшие – после младших. Распоряжался застольем, конечно же, глава
    семьи.

    Без приглашения в гости не ходили («незваный гость хуже татарина»).
    Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для
    этого посылаемых. Принимать приглашение с первого раза считалось дурным
    тоном («по первому зову в гости не ездят»), так же, как и приходить
    первыми.

    «Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место, – советует
    автор «Домостроя». – Вдруг из числа приглашенных будет кто­нибудь тебя
    почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: “Уступи место!” – и тогда
    тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя
    пригласят, сядь, войдя, на последнее место, и когда придет пригласивший
    тебя и скажет тебе: “Друже, сядь выше!“– тогда почтут тебя остальные
    гости. Так и всякий, кто возносится – смирится, а смиренный
    вознесется».

    До прихода гостей ставили на стол закуски, рассолы, горчицу, соль и перец. Перед трапезой и после читали молитвы. Есть полагалось в молчании
    или за духовной беседой. Как наставляет автор «Домостроя», хулить же
    еду или питье: «Это ”гнилое”, или “кислое”, или “пресное”, или
    “соленое”, или “горькое”, или “протухло”, или “сырое”, или “переварено”,
    или еще какое­нибудь порицание высказывать,– считалось грехом. Но
    подобает дар Божий – любую еду или питье – похвалить и с благодарностью
    есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А
    уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того,
    кто готовил, чтоб наперед подобного не было».

    Одежда в России в X-XVII вв.

    По летописным источникам, изображениям в храмах, описаниям иностранцев, отдельным фрагментам тканей, найденных во время
    археологических раскопок, можно восстановить облик древнерусского
    костюма.

    В древности всякая одежда именовалась «порт», что сохранилось и по сей день в названии профессии – «портной».

    Основной частью костюма крестьян и горожан, мужчин и женщин, бедных и богатых являлась рубаха, или сорочка, без которой никакой наряд вообще
    не мыслился. Рубаха была нижней, нательной одеждой. Выражение:
    износиться до последней рубашки – означало «дойти до крайней нищеты».
    Как правило, даже слуги в хорошем доме имели по нескольку рубах. По
    свадебному чину, жених получал от невесты и ее родни в дар не менее трех
    сорочек. В одной из новгородских берестяных грамот Борис, уехавший
    ненадолго из дому, просит свою жену прислать ему сменную сорочку,
    которую он забыл дома.

    Шили сорочку, как правило, из беленого холста, украшая по вороту,
    подолу и обшлагам вышивкой, которая играла в этом случае роль оберега:
    чтобы нечистая сила не смогла проникнуть к телу. На груди рубаха имела
    прямой или косой разрез (косоворотка) и застегивалась на небольшую
    пуговицу. Подобные бронзовые, костяные или деревянные пуговицы часто
    находят археологи. Рубахи богатых людей застегивались на пуговицы,
    сделанные из серебра, золота и драгоценных камней.

    Верхнюю рубаху, которую надевали поверх нижней, шили из материй ярких цветов: синего, зеленого, желтого. На древних изображениях рубахи
    длинные, закрывающие стопы ног. Со временем они стали намного короче, по
    словам одного из иностранцев, «едва прикрывая седалище». Мужчины носили
    рубахи навыпуск, непременно с поясом, который также играл роль оберега.

    Судя по изображениям, покрой рубах оставался неизменным многие
    столетия: и царь, и простой крестьянин носили рубаху одного покроя.
    Разнились они лишь материалом и украшением. Только в петровскую эпоху, с
    начала XVIII в., знать стала носить «голландские» рубашки с кружевом и
    жабо.

    Со временем слово «порты» стало приобретать более узкий смысл и
    обозначать часть мужского костюма – штаны, или ноговицы. Древнерусские
    штаны были узкими, с нешироким шагом, и носили их заправленными в сапоги
    или онучи с лаптями. Нижние штаны шили из холста или шелка, верхние –
    из более плотных цветных материалов: сукна, бархата и даже золотых
    материй. В документах XVII в. упоминаются «штаны сукна багрецового» и
    «штаны червчатые суконные».

    В некоторых областях женщины поверх нижней рубахи носили верхнюю – спидницу, украшенную вышивкой и бахромой. Женский костюм дополнялся
    куском ткани, который обертывали вокруг бедер, – поневой.

    Словом сарафан до XVII в. обозначали длинную нарядную мужскую одежду.
    Так, в духовной грамоте одного из князей среди прочей мужской одежды
    упоминется «сарафанец шелк желт, на нем 23 пуговицы золоты да
    серебряны». Однако со временем сарафаном стали именовать женское платье
    без рукавов, чаще «распашное», т. е. застегивающееся спереди на
    пуговицы. Сарафаны шили из красивых цветных материй, иногда дорогих
    привозных, украшая кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой, мехом.
    Сарафан долгое время продолжал оставаться традиционной женской одеждой, и
    не только в крестьянской среде: в XIX в. он был любимой одеждой
    горожанок.

    И мужчины, и женщины в зависимости от времени года носили свиту (от слова свивать – «кутать», «одевать»), кафтан или зипун. Свита была
    длинной узкой одеждой, украшенной на полах и рукавах вышивкой и
    застегивающейся на красивые застежки. Кафтан, в зависимости от моды,
    шили длиннее или короче, но так, чтобы он приоткрывал сапоги и не мешал
    при ходьбе. На изображениях кафтаны часто можно видеть со стоячими
    воротниками – «козырями» – и многочисленными пуговицами. Рукава могли
    быть длинными – откидными – или обычными, но украшенными богато
    расшитыми манжетами. Зипун был короткой верхней одеждой, близкой по
    назначению кафтану. Оба этих слова: зипун и кафтан – тюркского
    происхождения.

    В разнообразных источниках упоминается другая верхняя одежда: ферзь,
    охабень, однорядки, т. е. одежда без подкладки, «в один ряд», которую
    носили поверх рубахи, а иногда надевали и одну поверх другой.

    Наиболее древней одеждой для улицы являлась вотола – кусок грубой ткани, накидывавшейся на плечи в холодную погоду. Князья носили красивые
    плащи с меховой опушкой из ярких византийских тканей, скрепляя их на
    правом плече драгоценной пряжкой.

    Некоторое виды одежды для улицы хотя и имели рукава, но, как и плащи,
    носились в накидку. Это охабень, который чаще носили мужчины, и летник –
    женская верхняя одежда. И охабень, и летник имели длинные, широкие,
    изысканно отделанные золотой нитью рукава, которые иногда завязывались
    за спиной.

    В холодное время года и крестьяне, и горожане носили кожухи, тулупы и шубы. В отличие от современных, шубы шили мехом внутрь. Шубы попроще
    были на заячьем меху или овчине. Люди побогаче имели шубы на соболях,
    горностаях, куницах и любили покрывать их золотыми и бархатными тканями и
    украшать драгоценными пуговицами.

    И женские, и мужские головные уборы отличались разнообразием. Мужчины
    носили вяленые шапки, плетеные шляпы, мурмолки (высокие шапки, по форме
    напоминающие усеченный конус), меховые шапки­ушанки, треухи и малахаи.
    Князья изображались в шапках с меховой опушкой, хорошо нам известных по
    знаменитой шапке Мономаха. Бояре для парадных выходов надевали горлатную
    шапку, т. е. сшитую из горла пушных зверьков – высокую, расширяющуюся
    кверху, с плоской тульей.

    Женские головные уборы выглядели сложнее, чем мужские, и были значимы. Согласно обычаю, замужняя женщина не могла показаться на людях с
    непокрытой головой, простоволосой. Все волосы тщательно убирались под
    полотнище, обвиваемое вокруг головы, – повой или убрус. В некоторых
    областях носили на голове маленькую вышитую шапочку с рогами – кику, или
    кичку – символ замужества. Очень популярен был в древности и богато
    украшенный бисером и вышивкой кокошник с покрывалом. В холодное время
    года женщины носили меховые шапки, повязывая иногда сверху платок –
    фату. Только девушки могли носить волосы распущенными или заплетенными в
    косы, надевая на них простой венчик и украшенную жемчугом коруну –
    полоски ткани или металла, охватывавшие лоб и скреплявшиеся на затылке.

    На ногах горожане с древнейших времен носили кожаную обувь –
    завязывающиеся вокруг голени поршни, или черевики, и сапоги. Крестьяне
    надевали плетеные лапти и обертки из холста, сукна или меха – онучи.

    Интересные сведения о царском костюме, надеваемом им для праздничных
    церемоний, содержатся в «Книге государя царя и великого князя Михаила
    Феодоровича, всея Руси выходом, каково на государе бывает платье».
    Например, 1 сентября 1633 г. – в день начала Новолетия, – поверх сорочки
    было надето короткое узкое платье из узорчатой шелковой ткани – зипун,
    украшенный воротником багряного цвета, расшитым жемчугом и канителью –
    тонкой золотой или серебряной проволокой. Именовался такой
    пристегивающийся воротник обнизь. На зипун был надет кафтан «чешуйчат
    бел», а на него – брусничного цвета однорядка, также украшенная золотым
    кружевом. Обут был государь в сафьяновые «червчет» (т. е. багряного
    цвета) башмаки. Держа в руках «посох индейский меньшой», царь восседал
    на зеленом стуле «из Большая казны, подножье бархатное». Хотя Новолетие
    (Новый год) и было большим праздником, однако на царя в тот день был
    одет не самый парадный наряд. По случаю большого торжества, царь
    облачался в так называемый большой наряд – царское платно, напоминающее
    архиерейское облачение.

    Журнал: №1 (13) 2006 г.




    Когда люди уходят - отпускай. Судьба исключает лишних. Это не значит, что они плохие. Это значит, что их роль в твоей жизни уже сыграна.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:
    Участники, которые были сегодня
    Счетчики

    Ближайшие события и акции


    Разрушение иллюзий - добро пожаловать в реальный мир - астроконсультации



    Разбор хорарных карт с известным исходом



    Прочесть: для Рейки 1 - обязательно, остальным - полезно


    Этический Кодекс Союза Традиционных Мастеров Рейки
    Благодарение Духа
    Краткая техника безопасности
    Возможные опасности магического образа жизни
    Потери и приобретения при занятиях магией
    Мечтать вредно
    Исполнение желаний - "порог колдуна"
    Обращение к Рейки - начало работы
    Процедура работы в Рейки
    Полный и краткий сеанс Рейки себе
    Рейки для всех! Рейки для всех? Рейки для всех…
    Вновь о "Самонастройке" Рейки
    Обучение и прогресс в практике Рейки - все в ваших руках!
    Изначальная причина и внешние обстоятельства - почему люди страдают
    Болезнь - что это ? Наказание или указание?
    Семь принципов Света
    Управляйте своей реальностью с помощью Рейки!
    Волнующие переживания на первой ступени Рейки
    Кому вы служите? Последний выбор
    Зачем закрывать канал после работы в рейки
    Работа с предметами, стихиями, животными, продуктами и так далее
    Работа с проблемой, вопросом, ситуацией

    Ёжик событий
    Крест Будды, из практик Владимира Антонова
    Медитация прощения, очищение низших тел от блоков
    Упражнение с шарами для выравнивания энергии
    Треугольник Рейки


    Периоды ретроградности планет в 2022 году

    Периоды ретроградного Меркурия

    • 14.01.2022 – 04.02.2022
    • 10.05.2022 – 03.06.2022
    • 10.09.2022 – 02.10.2022

    Периоды ретроградной Венеры

    19.12.2021 – 29.01.2022 в Козероге

    Периоды ретроградного Марса

    30.10.2022 – 12.01.2023 Марс в Близнецах

    Периоды ретроградного Юпитера

    • 29.07.2022 – 24.11.2022

    Периоды ретроградного Сатурна

    05.06.2022 – 24.10.2022
    Читайте: Золотое время года - периоды ретроградного Меркурия

    Луна без курса

    Существуют периоды времени, когда человека в реализации даже прекрасно продуманных и хорошо организованных планов настигает провал. В астрологии это время известно как периоды Луны «без курса». Редко когда отдельный астрологический фактор имеет столь масштабное и всеобъемлющее влияние. Как правило, астрологические влияния очень индивидуальны, но действие Луны "без курса" ощущается всеми. Даже самые простые бытовые вопросы не удается решить сразу. Например, купленная вещь оказывается бесполезной или в ней обнаруживается брак, внимание - рассеивается, возрастает опасность несчастных случаев, аварий, опрометчивых и поспешных решений.



    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz

    Никакие сведения, методики, настройки, инициации, размещенные на Портале «Звездная река», не предназначены никогда, явно или косвенно, в качестве замены профессиональной врачебной помощи. Мы ни в каком случае не можем быть ответственными, прямо или косвенно, за ущерб, полученный при использовании информации о настройках, методиках или инициациях или предоставленных настройках и инициировании или через их использование, небрежность или другие действия. Практик Рейки, астролог или рунолог, не имеющий профессионального медицинского образования, не имеет права ставить диагноз вмешиваться или изменять лечение, назначенное врачом. При любой, физической или психологической, болезни рекомендуется консультация врача.