Григорий Тарасевич, редактор отдела «Науки» журнала «Русский репортер» Американские ученые наконец установили, что секс — это хорошо. Прямо так в журнале Nature и написали. Эксперименты неопровержимо доказывают, что мужчина как сексуальный партнер крайне полезен для эволюции. Я сразу успокоился, а то были всякие нехорошие подозрения. Огорчает, правда, что все вышесказанное относится только к червякам. Про людей американские ученые ничего не пишут.
Мне кажется, Нобелевский комитет обязан как-нибудь расщедриться и выдать свою премию не людям-ученым, а лабораторным животным. И в числе лауреатов помимо белой крысы и дрозофилы обязательно должен оказаться червячок по имени нематода C.elegans.
Ученые хватают это крохотное существо по любому поводу: выяснить роль стресса, узнать тайну долголетия, разобраться с какими-нибудь генами. Уже за то, что нематода оказалась первым многоклеточным организмом, чей геном был полностью прочитан, стоило бы дать Нобелевку. А совсем недавно академического червяка привлекли к решению еще одной задачи вселенских масштабов: нужно было выяснить, полезно ли половое размножение или не очень.
Вообще биологи очень любят секс. Не в том смысле, что им самим нравится этот процесс (про это я ничего не знаю, кроме отдельных очень давних случаев). Секс их интересует применительно к каким-нибудь тварям. И когда читаешь результаты их исследований в строгих академических журналах, начинаешь понимать, что сайты для взрослых — это вялая эротика, а настоящее жесткое порно — оно здесь. Вот у меня на столе лежит копия очень-очень научной статьи о строении и формировании копулятивного аппарата глистов. Когда в отдел заходят особы женского пола, я стараюсь ее чем-нибудь прикрыть.
Но вернемся к бедным нематодам. Впрочем, не такие уж они и бедные. Эти червячки умеют в зависимости от ситуации размножаться как половым, так и бесполым способом. Напомню, что на заре эволюции секса не существовало. Примитивные организмы в одиночку справлялись с функциями и мамы, и папы. А потом появилось половое размножение. Как и зачем это произошло, до конца еще непонятно.
В принципе самец — существо бесполезное (кстати, мне об этом рассказывали не только биологи). Его роль в создании потомства очень кратковременна, а пищи и прочих ресурсов он потребляет не меньше самки, занятой в реальном производственном секторе. Однако большинство многоклеточных все-таки относятся к гетеросексуалам. Еще старика Дарвина удивляла такая ситуация: зачем нужна половина особей, если она не умеет рожать? Это же жутко невыгодно!
Дабы пролить свет на эту животрепещущую проблему, ученые с помощью генной инженерии разделили червяков на две линии. В одной были только те, которые для размножения спаривались с партнером, во второй — только те, кто делал все самостоятельно.
Дальше нематод отслеживали в течение 50 поколений. Оказалось, что те червяки, которые были гермафродитами, хуже приспосабливались к изменениям окружающей среды, были менее жизнеспособными. У них накапливались всякие вредные мутации, которые, вопреки ожиданиям, не выбраковывались в ходе естественного отбора. Если же генетический материал отца и матери перемешивался (например, есть такой процесс с красивым названием кроссинговер), то червякам было легче приспособиться к окружающим условиям.
«Хотя существование самцов и может быть проблематичным по ряду причин, но оно полностью реабилитируется эволюцией. Их преимущества с эволюционной точки зрения превышают затраты на их содержание», — заявил один из организаторов эксперимента. Несмотря на то что он сам принадлежит к мужской части человеческой популяции, хочется верить в его объективность и беспристрастность.
Наверное, эволюция шла бы еще успешней, если бы для зачатия новой особи нужны были бы не два, а, например, три или четыре пола. Может быть, тогда разумные существа появились бы на планете гораздо раньше.
Но будем довольствоваться тем, что есть. И если вас вдруг что-нибудь спросят про секс, отвечайте с видом знатока, что самая важная штука здесь — это кроссинговер или что-нибудь в этом духе. Можете смело ссылаться на Nature. И все посмотрят на вас с уважением.