О западном лицемерии и русской обломовщине
|
|
Майя | Дата: Четверг, 01.05.2014, 21:04 | Сообщение # 1 |
aka Fiona - Мастер-учитель, в Рейки с 2000
Группа: Администраторы
Сообщений: 12980
Статус: Offline
| В последнее время, на волне патриотического подъёма, было совершено ошеломляющее открытие. Оказывается Запад – лицемерит.
Открытие настолько эпохальное, что сравнить его можно разве с тем, которое было сделано на рубеже веков. Тогда вдруг обнаружилось, что по-английски, оказывается, тоже можно сказать глупость. Прежде десять лет были уверены, что нельзя, поскольку английский – это что-то вроде того чаемого дивного языка, создать который некогда мечтал Декарт: на нём в принципе нельзя сделать ложное утверждение. Как слушали на протяжении всех 90-х, как внимали всякого рода советникам, консультантам, профессорам и прочим мудрецам, прискакавшим в ельциновскую Россию, по словцу Пушкина, pour etre outchitel. Стоило кому-то сказать: «Во всех нормальных странах так и так» - и все тут же почтительно умолкали и бежали воплощать в жизнь высшую западную правду и мудрость. Потом оказалось, что и мудрость – далеко не так мудра, как мнилось, да и нам чаще всего не подходит, но это как-то так, замяли. Мудрость и престиж Запада в общем мнении всё-таки устояли, хотя и полиняли слегка.
А теперь новый удар, новое сделано открытие: Запад, оказывается, привирает, лицемерит, а если попросту – врёт, как сивый мерин, отстаивая всеми силами и средствами свои интересы на Украине. И это не какие-то там высоколобые умники уразумели или записные националисты, а, так сказать, широкая общественность внезапно открыла для себя лицемерие Запада. Открыла – и отшатнулась. И как тут не отшатнёшься, когда Виктория Нуланд, к примеру, утверждает, что в Киеве жгут и громят административные здания по договорённости с их законными собственниками и едва ли не по их просьбе.
Мне думается, наш патриотический подъём последнего времени, когда, по социологическим опросам, парни уж и в армии служить захотели, основан на этом всенародном разочаровании: мы в вас верили, а вы…
Спору нет: понять что-нибудь полезное лучше поздно, чем никогда. Впечатляет лишь то, что мы, любя Запад и веря ему (если б не верили – не вляпались бы в то, во что вляпались), так мало его знали.
Только вот не надо про ужасы железного занавеса: не знали или не хотели знать и те, кто бывал по ту сторону занавеса, да и занавеса-то уж нет четверть века. Езди, изучай, понимай, общайся с людьми. Мне кажется, наше стремление видеть в Западе землю обетованную, закрывая глаза на всё, что не вписывается в лучезарную картину, - всё это идёт от умственной обломовщины. От нежелания видеть объёмную картину и вообще думать сложные мысли. Гораздо комфортнее мысли элементарные: сделаем, как в Европах, и всё у нас получится. Вроде как наши украинские братья на Майдане: пропишемся в Евросоюз – исчезнет коррупция и настанет благоденствие. Приедет Штольц и всё наладит.
Если бы мы были несколько менее обломовыми и меньше верили в пришествие Штольца, то давно бы поняли, что Запад – это особая, не похожая на нашу, цивилизация. Душа западного человека – иная, чем наша. И очень значительное место в западной душевной формации занимает … лицемерие. Нельзя исключить, что это одна из её несущих конструкций. Да-да, то самое лицемерие, которое мы с душевной болью недавно открыли. Лицемерие – это западное comme il faut на всех уровнях – от частного, обывательского, до государственного.
Наши ниспровергатели любили орать о советском двоемыслии: на собрании говорили одно, а на интеллигентской кухне – другое. Товарищи дорогие! Да это «двоемыслие» - показатель голубиной чистоты души. Человек имеет некое мнение и понимает, что, говоря иное, он врёт. Западный человек этого не понимает, он просто-напросто думает и говорит, как надо. Как положено синьору из общества. Как нужно, чтобы преуспеть или, по крайней мере, не оказаться на обочине. И никакого двоемыслия! А как, вы полагаете, немцы, вот только вчера прилежно истреблявшие унтерменьшей, буквально на следующий день после подписания акта капитуляции столь же прилежно принялись раскаиваться в ужасах нацизма?
Ну ладно, это болезненная тема. А вот попроще. Беседуем о том-о сём с итальянским поставщиком. Я выражаю сомнение в правильности общераспространённой деловой практики: вкладывать прибыть от бизнеса в недвижимость, что надувает её цену, а на развитие брать кредит, обогащая банки. Почему нельзя развиваться на собственной основе? Итальянец смотрит на меня так, словно я высказала сомнение, по меньшей мере, в символе веры. «Не знаю, так положено… Я даже так и не думал, должны же быть банки…», - бормочет он и на всякий случай переводит разговор на другую тему. И это, заметьте, не немец с его скучным Ordnung’ ом, а итальянец, знаменитый своим вольномыслием.
Западный человек думает и говорит то, что в данный момент положено и укрепляет его положение. О том, насколько это соответствует истине и даже его личному мнению, он даже и не задумывается. Не задумываемся же мы, говоря при знакомстве «Очень приятно», на самом ли деле нам приятно. Просто так положено, такова общественная конвенция.
Распространите этот подход на предметы важные и даже политические, распространите с мелкого обывателя на коллективную личность – народ – и вы получите картину западного всеохватного лицемерия. Об этом хорошо писал Салтыков-Щедрин в изучаемых в школе «Господах Головлёвых»:
«Во Франции лицемерие вырабатывается воспитанием, составляет, так сказать, принадлежность "хороших манер" и почти всегда имеет яркую политическую или социальную окраску. Есть лицемеры религии, лицемеры общественных основ, собственности, семейства, государственности, а в последнее время народились даже лицемеры "порядка". Ежели этого рода лицемерие и нельзя назвать убеждением, то, во всяком случае, это - знамя, кругом которого собираются люди, которые находят расчет полицемерить именно тем, а не иным способом. Они лицемерят сознательно, в смысле своего знамени, то есть и сами знают, что они лицемеры, да, сверх того, знают, что это и другим небезызвестно. В понятиях француза-буржуа вселенная есть не что иное, как обширная сцена, где дается бесконечное театральное представление, в котором один лицемер подает реплику другому. Лицемерие, это - приглашение к приличию, к декоруму, к красивой внешней обстановке, и что всего важнее, лицемерие - это узда. Не для тех, конечно, которые лицемерят, плавая в высотах общественных эмпиреев, а для тех, которые нелицемерно кишат на дне общественного котла. Лицемерие удерживает общество от разнузданности страстей и делает последнюю привилегией лишь самого ограниченного меньшинства».
Писал он о Франции, которую знал, но относится это вообще к душевной формации западного человека. Она не изменилась за прошедший век с лишним. А вы что думали – нормальные западные люди, отцы и матери семейств, вдруг ни с того ни с сего полюбили извращенцев и даже искренне преисполнились заботой об их правах? Просто теперь так положено.
А как же свобода слова, которой мы страстно возжаждали в Перестройку и которой учились на Западе? Свобода на Западе есть: свобода выбора допустимых мыслей в пределах утверждённого репертуара. А за его пределы никто и не заглядывает, не нужно это никому. Цензура! Ужасная совковая (а теперь ещё и путинская) цензура! Вот нет же на Западе цензуры! Ну, вообще-то есть, да ещё какая. Но это, как мне кажется, со стороны западных хозяев жизни – перестраховка.
Цензура у западного человека – внутренняя, встроенная. Хочешь быть в порядке, на приличной работе, в хорошем обществе – веди себя как полагается: думай что надо, говори что надо. Поэтому западного человека не удивишь, что люди, делающие одно и то же, одни – мирные демонстранты, а другие – грязные террористы. То есть, скорее всего, западные обыватели понимают, что это, вероятно, не совсем так, но … раз надо – значит, надо. И никакого двоемыслия.
В этой круговой поруке лицемерия состоит западное «идейно-политическое единство», выражаясь по-советски. Оно сплачивает, дисциплинирует. У нас этого нет, наш человек внутренне неизмеримо свободнее, он мало к чему привязан и мало привержен каким-то правилам и ориентирам, и оттого ему требуется более жёсткая внешняя дисциплина.
Печально, что всё это у нас как-то мало понято и осмыслено. Оттого и происходят «открытия» – вроде «вдруг» увиденного лицемерия Запада.
Наша интеллигенция, самая рядовая и массовая, по-прежнему находится в состоянии наивного западничества. Эти люди: клерки, преподаватели, научные сотрудники, часто прилежные слушатели «Эха Москвы», - в вере своей искренни, они никому не продались, потому что их никто и не покупал. Но тем не менее они любят Запад и верят всему, что оттуда исходит. В случае сомнения - в их сознании всегда побеждает западная точка зрения. Когда-то, лет тридцать или сорок назад, их отцы страстно припадали к «Спидоле», чтобы сквозь шум глушилок услышать правду от «Свободы» или «Голоса Америки», и твёрдо верили, что «там» говорят правду, а «Правда» непременно врёт. Что-то похожее на принцип средневекового уголовного процесса: показание духовного лица всегда весомее светского, мужчины – весомее, чем женщины и т.п. Вот так и с западной точкой зрения в умах рядовой интеллигенции: с лучае сомнения она всегда побеждает.
Не все так думают, но многие, слишком многие. У меня, к примеру, есть приятельница – учительница-надомница, которая всегда так пылко отстаивает Америку, словно состоит у Госдепа на окладе.
В этом наивном западничестве нашей интеллигенции есть что-то жалкое, детское, наивное. Оно, западничество, от неосведомлённости, от незнания Запада или от самого первичного и поверхностного знания, что почасту хуже откровенного незнания. Запад его пылкие адепты знают обычно в пределах того, что он сам о себе рассказывает. Недаром моя подруга иногда присылает мне ссылки на сайт Белого Дома – как образец демократии и вообще государственной мудрости.
Сто лет назад была ровно такая же история, и о ней замечательно написал Николай Бердяев в статье «Азиатская и европейская душа». Вот несколько выписок из этой замечательной статьи.
«Долгие десятилетия западничество было господствующим направлением русской мысли. Отрицание России и идолопоклонство перед Европой – явление очень русское, восточное, азиатское явление. Славянофилы были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по-европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети.
Радикальное русское западничество, искаженно и рабски воспринимающее сложную и богатую жизнь Запада есть форма восточной пассивности.
Ни один народ не доходил до такого самоотрицания, как мы, русские. Явление - совершенно невозможное на Западе, где пышно расцвел национализм. И где же можно найти настоящее обоготворение Западной Европы и западноевропейской культуры, как не в России и не у русских?
Для русского западника-азиата Запад - обетованная земля, манящий образ совершенной жизни. Запад остается совершенно внешним, неведомым изнутри, далеким. У западника есть почти религиозное благоговение, вызываемое дистанцией. Так дети относятся к жизни взрослых, которая представляется им удивительной и соблазнительной именно потому, что она совершенно им чужда».
Любопытно, что люди, реально взаимодействовавшие с Западом, имеют о нём взвешенное мнение. Не обязательно отрицательное, но – далёкое от обожествления. И вот что важно: именно люди, предметно знающие Запад, никогда не считают Россию – Европой. Россия – не Европа, - считают они, - и ей вовсе и не требуется становиться какой-то второсортной, подражательной Европой. Такое мнение я слышала вовсе не от философов, а от людей практического дела, но при этом поживших и повидавших. Для них лицемерие Запада – вовсе но открытие.
А остальным хорошо бы сделать ещё одно открытие – третье: Запад всегда отстаивает свои интересы. И только их отстаивает и преследует. Не высшую правду, не демократию, не права человека – только интересы.
И в этом не худо бы взять с него пример. Хорошо бы нам стать радикальными западниками в этом единственно конструктивном смысле: начать отстаивать интересы своей страны и своего народа. И думать о своих делах на своём языке, не пытаясь списать у соседа, как двоечник контрольную. Именно здесь лежит путь к успеху.
domestic-lynx.livejournal.com/119706.html
Когда люди уходят - отпускай. Судьба исключает лишних. Это не значит, что они плохие. Это значит, что их роль в твоей жизни уже сыграна.
|
|
| |
Участники, которые были сегодня |
|
|
Счетчики |
|
|
Ближайшие события и акции |
|
Разрушение иллюзий - добро пожаловать в реальный мир - астроконсультации Разбор хорарных карт с известным исходом
Прочесть: для Рейки 1 - обязательно, остальным - полезно
|
Периоды ретроградности планет в 2022 году
Периоды ретроградного Меркурия
• 14.01.2022 – 04.02.2022 • 10.05.2022 – 03.06.2022 • 10.09.2022 – 02.10.2022 Периоды ретроградной Венеры
19.12.2021 – 29.01.2022 в Козероге Периоды ретроградного Марса
30.10.2022 – 12.01.2023 Марс в Близнецах Периоды ретроградного Юпитера
• 29.07.2022 – 24.11.2022 Периоды ретроградного Сатурна
05.06.2022 – 24.10.2022 Читайте: Золотое время года - периоды ретроградного Меркурия |
| | Луна без курса Существуют периоды времени, когда человека в реализации даже прекрасно продуманных и хорошо организованных планов настигает провал. В астрологии это время известно как периоды Луны «без курса». Редко когда отдельный астрологический фактор имеет столь масштабное и всеобъемлющее влияние. Как правило, астрологические влияния очень индивидуальны, но действие Луны "без курса" ощущается всеми. Даже самые простые бытовые вопросы не удается решить сразу. Например, купленная вещь оказывается бесполезной или в ней обнаруживается брак, внимание - рассеивается, возрастает опасность несчастных случаев, аварий, опрометчивых и поспешных решений. |
|
|
Никакие
сведения, методики, настройки, инициации,
размещенные на Портале «Звездная река», не предназначены никогда,
явно или косвенно, в качестве замены профессиональной врачебной
помощи.
Мы ни в каком случае не можем быть
ответственными, прямо или косвенно,
за ущерб, полученный при использовании
информации о настройках, методиках или
инициациях или предоставленных
настройках и инициировании или через
их использование, небрежность или другие
действия.
Практик
Рейки, астролог или рунолог, не имеющий профессионального
медицинского образования, не имеет права
ставить диагноз вмешиваться или
изменять лечение, назначенное врачом. При
любой, физической или психологической,
болезни рекомендуется консультация
врача.
|