Александр Леонидович Чижевский, человек уникальных способностей, ученик Циолковского, которого называли "Леонардо да Винчи 20 века", в 1924 году защитил докторскую диссертацию "Физические факторы исторического процесса".
На основании изучения огромного количества летописного и исторического материала он установил периодичность активности людских масс, и ее корреляцию с 11 летним циклом Солнечной активности. Вот одна из таблиц диссертации, часть, относящаяся к близкому нам периоду:
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА МАССОВЫХ ДВИЖЕНИЙ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
С V В. ДО Н. Э. ПО XIX В. Н. Э.
Количественный анализ материала прежде всего позволил вывести следующие три основных положения.
1. На различных материках Земли, в различных государствах, у различных народов независимо от того, существуют ли между ними какие-либо взаимодействия, общее количество массовых движений, имеющих историческое значение, то повсеместно и одновременно увеличивается, то повсеместно и одновременно уменьшается, образуя таким образом как бы всемирный цикл исторических событий, массовых явлений.
2. В большинстве столетий этот всемирный цикл исторических явлений повторяется по девять раз. Лишь в эпоху раннего средневековья наблюдается отсутствие от одного до трех таковых циклов в столетие. Это обстоятельство находит достаточно веское объяснение в отсутствии точного исторического материала за этот период вследствие резкого упадка исторического знания в первые века нашей эры.
3. На основании рассмотрения большинства столетий необходимо признать, разделив 100 на 9, что каждый всемирно-исторический цикл равен в среднем арифметическом 11,1 года.
Основные выводы из результатов количественного анализа следующие:
1. Одновременность увеличений и уменьшений числа массовых народных движений на всей поверхности Земли показывает, что причина, вызывающая данную закономерность явления, оказывает свое воздействие на поведение масс различных народов в одно и то же время.
2. Периодичность числа массовых движений и периоды, равные во всех исторических эпохах, показывают, что причиною этой строгой периодичности является фактор, воздействующий более или менее равномерно на все населяющее Землю человечество.
3. Ввиду того что всемирно-исторические циклы в среднем арифметическом дают всегда одну и ту же величину, равную 11,1 года, имеются основания допустить, что физическим фактором, вызывающим данную периодичность, является циклическая пятно-образовательная деятельность Солнца, один цикл которого равен в среднем арифметическом 11,1 года.
Затем мне пришлось прибегнуть к нижеописанной методике, сыгравшей и в дальнейшем развитии произведенного количественного анализа исторического процесса весьма существенную роль. Именно: каждый всемирно-исторический цикл, равный в среднем арифметическом 11,1 года и имеющий индивидуальные отклонения ± 1–3 лет, был мною разделен на следующие четыре части:
I. Эпоха минимума, равная 3 годам.
II. Эпоха нарастания максимума, равная 2 годам.
III. Эпоха максимума, равная 3 годам.
IV. Эпоха падения максимума, равная 3 годам.
Деление солнечного цикла на эпохи отнюдь не является произвольным. Наоборот, это явление имеет прочные основания в природе самого цикла. Из рассмотрения относительных чисел солнечных пятен видно, что повышенная деятельность Солнца, т. е. эпоха максимума, длится от 2 до 4, а в среднем – 3 года. И это имеет место на протяжении всего времени наблюдений. То же следует сказать и об эпохе пониженной деятельности Солнца, т. е. эпохе минимума. Наименьшее относительное число пятен наблюдается также в продолжение 2–4, а в среднем – 3 лет. Эпоха нарастания максимума (II эпоха, согласно нашему делению) занимает промежуток времени, равный в среднем 2 годам в случае нормального 11-летнего цикла, так как нарастание пятнообразовательной деятельности происходит несколько скорее, чем ее убывание.
За начало и конец всемирно-исторического цикла принимались даты двух следующих один за другим минимумов солнцедеятельности.
Ввиду различных длин циклов деление цикла на эпохи производилось согласно пропорциональному делению при условии сохранения для всех циклов одного и того же отношения: 3:2:3:3.
Результаты обработки исторического материала о солнцедеятельности были размещены в таблицы по столетиям, причем степень достоверности даты отмечалась особым знаком. В прилежащих графах наносились всемирно-исторические циклы, после чего происходило сопоставление одного и другого явления.
1. С приближением циклической деятельности Солнца к максимуму число массовых движений повсеместно увеличивается и достигает максимума в эпоху максимума солнцедеятельности.
В ту же эпоху напряженность массовых движений также достигает своего максимума.
Как увидим ниже, почти все важнейшие моменты в истории человечества падают на эпоху максимального напряжения в солнцедеятельности. Само собою разумеется, что не всякий максимум солнцедеятельности и не во всякой стране сопровождается массовыми движениями. Но всякое массовое движение стихийного характера, если почва для такового созрела, стремится совпасть с определенным напряжением в солнцедеятельности.
2. С приближением периодической деятельности Солнца к минимуму число массовых движений повсеместно уменьшается и достигает минимума в эпоху минимума солнцедеятельности.
В ту же эпоху напряженность массовых движений падает до минимального предела.
Мы увидим ниже, что в эпоху минимума солнцедеятельности наблюдается в общем и целом успокоенная деятельность человеческих масс.
Таким образом, на протяжении двух-трех лет, а иногда и одного года разражается наибольшее число крупнейших массовых движений, исторические события сгущаются, концентрируются, оставляя между собою более или менее свободные промежутки.
Я здесь хотел бы остановиться еще на одном замечании. В то время как в эпохи максимальной напряженности в деятельности Солнца мы наблюдаем явление синхронизма оживленной политической и военной активности, выражающейся в повсеместном увеличении числа массовых движений, в эпохи минимума солнцедеятельности наблюдается синхронизм других явлений, часто столь же всеобщий, как и первый. Именно в эпохи минимумов мы наблюдаем синхронизм общественных реформ, преобразований, социального строительства, мирного труда и творческой деятельности. Синхронизм этих явлений в эпохи минимумов можно проследить за большие промежутки исторического времени.
Из всего изложенного мы должны вывести то очевидное следствие, что колебания в солнцедеятельности, обусловливая своим воздействием поведение масс, оказывают этим самым влияние и на распределение во времени тех социальных явлений, из которых слагается общественная жизнь человеческих сообществ. Какие возникают при этом психологические явления и как эти явления следует понимать, мы рассмотрим ниже, произведя качественный анализ исторического материала.
Исходя из той очевидной предпосылки, что распределением во времени массовых народных движений управляет солнечный фактор путем воздействия его на нервно-психические аппараты людей, повышая их возбудимость и обостряя рефлексы, я счел нужным сделать детальную проверку с этой точки зрения всего исторического материала, накопленного мною в процессе исследования.
На основании этого заключения я счел возможным для удобства исследования каждый наш всемирно-исторический цикл по отношению к психическим процессам, протекающим в нем, разделить на те же четыре эпохи, присвоив им нижеследующие наименования:
I эпоха минимальной возбудимости
II » нарастания »
III » максимальной »
IV » падения »
По отношению к объективным результатам различных степеней возбудимости – к человеческой деятельности каждый таковой цикл разделен мною на четыре эпохи, выражающие собою социальную активность человечества, а именно:
I эпоха минимальной активности
II » повышения »
III » максимальной »
IV » упадка »
Время, занятое каждою эпохою, по отношению к 11,1-летнему периоду составляет:
I эпоха – 3 года
II » – 2 »
III » – 3 »
IV » – 3 »
или величины времени, взятые в соответственных пропорциях с длиною цикла.
Процентное отношение количества возникновений исторических событий к годам и периодам цикла. Средний вывод за 500 лет (XV–XIX вв.)
Каждый цикл имеет следующие социально-психологические особенности.
1. В эпоху максимума солнцедеятельности массовая деятельность человечества на всей поверхности Земли при наличии в человеческих сообществах экономических, политических или военных факторов достигает максимального напряжения, выражающегося в революциях, восстаниях, войнах, походах, переселениях, создающих новые формации в жизни отдельных государств и новые исторические эпохи в жизни человечества и сопровождающихся интеграцией масс, выявлением их активности и правлением большинства.
2. В эпоху минимума солнцедеятельности напряжение общечеловеческой деятельности военного или политического характера понижается до минимального предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь всеобщим упадком политического или военного энтузиазма, миром и успокоенною творческой работой в области организации государственных устоев, международных отношений, науки и искусства при дезинтеграции и депрессии масс и усилении абсолютистских тенденций власти.
3. Промежуточные стадии между эпохами максимума и минимума цикла характеризуются соответственными промежуточными социально-психологическими особенностями.
Уклонения от данного морфологического закона всемирно-исторического процесса вызываются причинами, лежащими вне зависимости от космического фактора, и являются лишь социально-историческим следствием главных событий, возникших в эпоху максимальной активности и не успевших по тем или иным причинам закончиться в пределах вызвавшей их эпохи.
Последние 30 лет солнечной активности