Джоанн Харрис написала продолжение своей замечательной книги "Шоколад" - "Леденцовые туфельки". В ней мы снова встречаемся в Анук, Вианн, Ру и под другим углом смотрим на все те события, которые были описаны в "Шоколаде".
Не буду пересказывать сюжет, отмечу только существенные для нашего разбора моменты.
Вспомним "Шоколад". Милая молодая женщина, Вианна Роше с дочерью Анук, талантливая шоколадница, странствует по свету, побуждаемая к перемещениям Северным Ветром. Северный Ветер представляется нам неким магическим началом, не имеющим причины, однако выясняется, что это не совсем так. Вианн бежит от "Благочестивых" - представителей католической церкви, которые в любом месте, где бы она ни остановилась, где бы ни попыталась закрепиться, становятся в оппозицию к ней, пытаются вмешиваться в ее жизнь, учить как поступать и что правильно.
В "Шоколаде" Вианн выглядит невинной жертвой, но "Леденцовые туфельки" раскрывают нам, что это совершенно не так. Со времен "Шоколада" прошло четыре года с лишним, Вианн сменила имя и ведет серую и неприметную жизнь в Париже, на Монмартре, снова держит шоколадную лавку, но уже не творит свою магию, не угадывает кому что больше по душе, она скрывается от Благочестивых, оберегая жизнь своих двоих дочерей Анук и малышки Розетт, с явными отклонениями в развитии. Вианн уже не старается творить свою маленькую магию, улучшать жизнь окружающих, направляет ее по тому пути, который ей кажется лучшим, угадывать вкусы и слабости людей. Нет, она это делает не со зла, ей нужны хорошие отношения и друзья, она сама вполне искренняя в отношениях, но вот завлекает она их в свои сети дергая за ниточки их слабостей.
В "Шоколаде" оппонентом Вианн выступает мэр городка, строгий, контролирующий свои слабости и живущий разумом. Но и он подпадает под ее магию и становится на краткий миг животным, пожирающим шоколад. У всех из нас есть слабости, слабые места, те ниточки, потянув за которые мы теряем разум и превращаемся в животных. Как и ее мать, Вианн творит свою древнюю магию, не задумываясь, о последствиях не думая, что со времен ее возникновения прошло много веков и человек прошел в развитии своей личности большой путь, он освободился от влияния древних богов, питающихся кровью и жертвоприношениями. Но вот мэр знает, что человек остается человеком пока он контролирует свои поступки и слабости, не следует своим минутным прихотям и побуждениям, видит не на полшага вперед, но может видеть и дальше потребностей своего тела.
Как Вианн по своему желанию перекраивает жизни других людей вроде бы им во благо, как она считает, так и Благочестивые вмешиваются в жизнь Вианн и почему-то тоже стараются перекроить ее жизнь по своему разумению, так, чтобы она не кроила мир под себя, а, хотя бы, задумывалась о том, что последует за реализацией ее побуждений. Фактически она убивает свою подругу Аманду, закармливая ее шоколадом и сластями, хотя у Аманды диабет, и вынуждена снова бежать дальше после ее смерти. Мир и общество сопротивляется тому, что Вианн хочет вернуть его к древним, животным отношениям. И орудием общества выступают Благочестивые. Только пользуются они не магией, но суть их поступков и поступков Вианны - одинакова - перекраивание жизнь других по своему разумению и под свои правила. Но странно, ей как-то это не по душе, когда это относится к ней самой, но нужных выводов она почему-то не делает.
Если мэр и Благочестивые это ответ мира на магию Вианн, то в "Леденцовых туфельках" она встречается со своей темной стороной. Пока она старается "стать как все", не привлекать внимания, Анук растет и в ней начинают раскрываться задатки, переданные ей матерью. И они обе попадают в сферу интересов "ловца душ" в образе Зози де л`Альба.
"Ловец душ" - существо, не имеющее своей личности, но пользующееся личинами людей, убитых им. Но перед убийством ловец душ выпивает личность жертвы, входит в ее ближайший круг друзей и доверенных лиц, перенимает привычки, крадет документы, постепенно забирает и внешность - образ. Зози привлекла Анук, но сражается она с Вианной.
Зози использует те же приемы, что и Вианн, так же, как она, используя свои знания магии, становится ее ближайшей помощницей и подругой. Так же как Вианн, Зози помогает другим людям, делает их своими друзьями, налаживает дело в шоколадной лавке Вианн, но Зози вполне себе отдает отчет в том, что, зачем и как она это делает - ей нужно жизнь Вианн и Анук, как помощница. Завлекает Анук она очень просто - показывает ей простейшие магические приемы, соблазняет местью школьным врагам, возможностью повлиять на выбор матери между Тьерри - новым женихом и Ру, который нежданно вернулся в Париж после четырехлетнего отсутствия. Анук быстренько ступает на тот же соблазнительный путь ведьмы без головы - делает что хочет и как хочет, ломает мир и людей под свои желания и представления. Когда не получается так, как она хочет, просто решает усилить воздействие. Так сказать, молотком открыть шкатулку не получилось, надо кувалдой стукнуть.
И вот финальная сцена, Зози почти уводит Анук за собой.
И никто ничего не понял, ни Вианн, ни Анук, что они делали не так, почему появилась Зози - темная сторона Вианн, чем они привлекли ее.
И снова они будут странствовать, пока не наткнуться или на Благочестивых или на другого ловца душ - это путь ведьмы без головы. Так что мы еще услышим продолжение истории Вианн, Анук и Розетты, которая пока не сказала своего слова, но непременно скажет.
А все у этой милой женщины могло быть прекрасно, имей она немного мозгов.
Что бы вы ей посоветовали?
Сэйен aka Fiona © 2014
|