Среда, 18.12.2024, 18:25

Приветствую Вас Гость | RSS
Звёздная река
ГлавнаяРегистрацияВход

Форум

Форум

Рейки 1

Рейки-сеансы

Рейки 2

Совместимые с Рейки практики

Рейки настройки


Login form

Меню сайта

Категории раздела
Хорарная астрология [21]
Общие вопросы [14]

Теги материалов

Счетчики

Главная » Статьи » Астрология » Хорарная астрология

Джон Фроули. Возникновение новой астрологии (Глава из книги "Подлинная астрология")
В 1895 году Алан Лео решил «модернизировать древнюю систему Астрологии", и его труды легли в основу хрупкого здания новой астрологии. Конечно, если бы астрология к тому времени пребывала в добром здравии, усилия одного человека были бы обречены на провал, сколь бы решительно он ни был настроен ее реформировать, деформировать или расшатать. Однако к концу XIX века от некогда могучей реки оставался лишь маленький ручеек, и его легко было направить в сторону.

Сентиментальные умы лелеют грезу о былом, когда на земле царил Астролог, делая такие точные предсказания, что окружающие просто падали от изумления. Увы: по всей видимости, этой золотой эпохи никогда не существовало. Всюду в прошлом, где мы видим астрологию, мы видим и нападки в ее адрес со стороны скептиков (явно потому, что каждый астролог время от времени ошибался). Тогда, как и теперь, находились люди, которые видели только неудачи там, где другие видят сплошные успехи. Очень легко критиковать гору за трещины на склонах и хвалить песчинку за твердость. Однако интересно: раньше даже самые резкие нападки на астрологию касались не столько того, работает ли она в принципе, сколько того, насколько она работает. Даже самые глубокие скептики обычно признавали влияние звезд на погоду, а также возникновение и падение царств. Лишь в последние 400 лет получила широкое распространение литература, провозглашающая полное неверие в астрологию.

... Миф о славном прошлом возник не вчера. Еще в XVII веке астрологи вроде Джона Партриджа тосковали по золотому веку, считая современную им астрологию искаженной формой древнего искусства. Партридж даже написал труд под названием Opus Reformatum. Это была попытка «возродить истинный и древний метод, изложенный великим Птолемеем». Впрочем, сходства Opus Reformatum с Птолемеем было не больше, чем у картин прерафаэлитов с художниками Раннего Возрождения. Подобно Россетти, Партридж хотел вернуться к корням не потому, что ясно видел эти корни, а потому, что считал свой собственный мир больным.

По тогдашнему обычаю, Партридж издавал ежегодный альманах. (Аналог современных газетных прогнозов по знакам Зодиака, обеспечивавший хороший заработок и известность.) Такого рода альманахов выпускалось великое множество, поэтому появление очередного из них на 1708 год под именем некоего Исаака Бикерстафа прошло бы незамеченным, кабы не одно важное обстоятельство. Обычно альманахи публиковали предсказания вроде «умрет некий известный герцог» или «умрет некий заморский князь». Но это издание предрекало кончину ни кого иного, как астролога Партриджа – «29 марта сего года, около 11 часов вечера, от жестокой лихорадки».

Сочинение Бикерстафа привлекло большое внимание. Его даже перевели на несколько языков. 30 марта появилась элегия на смерть Партриджа, за которой вскоре последовало анонимное письмо, в деталях расписывавшее последние часы бедного астролога и даже его предсмертную исповедь в астрологических грехах. «Я несчастный и невежественный человек, – якобы признавался Партридж, – но у меня хватает разума, чтобы понимать лживость всех притязаний астрологии на умение предсказывать». Как обычно, в том же году вышел альманах и самого Партриджа, который уверял, что он жив и здоров. Бикерстаф опубликовал защиту своего предсказания: дескать, многие альманахи продолжают выходить и после смерти их предполагаемых авторов. Партридж пытался доказать, что он и вправду жив, но в этом ему очень помешала ссора с «Компанией книгоиздателей», запретившей ему публиковаться в течение трех лет. Поэтому, если не на улице, то в образованных кругах, он быстро превратился в посмешище.

Этот случай был очень симптоматичен. Он отражал дух времени, настроения, которые и побудили Партриджа девятью годами ранее издать Opus Reformatum. Между тем под псевдонимом «Исаак Бикерстаф» скрывался никто иной, как Джонатан Свифт, самозваный защитник нового Просвещения, в чьем «прекрасном новом мире» астрологии не было места. Как всегда, критики не утруждали себя добросовестной аргументацией. Основная претензия Свифта к Партриджу заключалась в том, что тот некогда работал сапожником. По-видимому, с точки зрения Свифта, уже один этот факт глубоко порочил астрологию.

Инцидент со Свифтом был характерен для назревавших в обществе перемен. Астрология теряла смысл для нового интеллектуального порядка. (Или, точнее говоря, интеллектуальный порядок становился таким, что он больше не видел смысла в астрологии.) Интересно: сколько людей в прошлом ни критиковало астрологию, – почти все они были с ней знакомы. Свифт стал одним из первых, кто считал, что можно критиковать астрологию и не зная ее.

Новое мировоззрение, представленное Бэконом, Декартом и Ньютоном, выбило у астрологии почву из-под ног, лишило ее зримых интеллектуальных обоснований. Если до Возрождения астрология казалась вещью абсолютно естественной, то теперь, без правдоподобного обоснования, даже точные прогнозы можно было объяснить ловкостью рук. Поначалу новые разработки вроде бэконовской науки оставались уделом узкой группы интеллектуалов и широкого резонанса не имели. Однако впоследствии они изменили обыденное восприятие масс, и астрологию перестала понимать не только культурная элита, но и простые люди с улицы. Эта повальная неспособность понять астрологию хорошо видна в современных научных нападках на нее. Все эти нападки абсолютно несерьезны: «Планеты просто не могут на нас влиять», «планеты не находятся в буквальном смысле в знаках Зодиака». Астрологи часто думают, что проблема лишь в косности критиков. Однако это не так: непонимание неизбежно, ибо современное научное мировоззрение глубоко чуждо тому мировоззрению, часть которого составляет астрология. Астрология впала в немилость потому, что общество отошло от традиционных принципов, которым оно следовало ранее. А для нового мировоззрения астрология попросту бессмысленна.

В своей бешеной гонке к технологическому раю люди разуверились в том, что Божественное, Истина – превыше всего. А ведь раньше эта вера стояла в центре всех человеческих представлений, сколь бы далеко человек ни уклонялся от заповедей Божьих! В разных богооткровенных верованиях она имела разную форму, но для всех людей оставалась своего рода «лингва франка». И астрология была встроена в стены духовной традиции как одно из ее малых проявлений. Теперь же она и современный человек разговаривают на разных языках. Люди, которым по душе новый секулярный и материалистический мир, считают это отсутствие общего языка знаком прогресса. Люди, думающие иначе, рассматривают его как трагедию. Наука пошла по дороге, открытой Возрождением, и «здравый смысл» двинулся по пятам. Шаг за шагом, они далеко отошли от астрологии. Иногда утверждают, будто «новая физика» – формулировка древних истин на языке современных категорий. Однако это не так: вдумчивое рассмотрение древних истин показывает, что новая физика еще дальше от них, чем старая. И если мы изберем этих ученых в качестве проводников, мы серьезно усомнимся во всех древних науках. Но оглядимся вокруг: да, можно восхищаться умением ученых доставать технологических кроликов из всех мыслимых шляп, – но слишком уж очевидно интеллектуальное, нравственное и духовное банкротство мира, созданного современной наукой. Слишком очевидно, чтобы это мировоззрение можно было принять.

Мир Алана Лео был домом, который построили Ньютон и Декарт, и в котором быстро обживался дарвинизм. В этом мире секулярного механистического материализма астрологию никто не слушал и не понимал. Не удивительно, что Алан Лео попытался навести мосты между астрологией и обществом. Вот только избранные им средства были не только неэффективны (чего стоит одна фривольность современных представлений об астрологии!), но и разрушительны: попытка возродить священную науку уничтожила ее.

Между тем существует лишь один способ сделать астрологию понятной для современного менталитета: изменить сам этот менталитет, чтобы он принял принципы, на которых астрология основана. Представим астрологию в виде тарелки с брокколи. Мы знаем, что этот овощ питателен, и нашему ребенку полезно его поесть. Но ребенок не видит своей пользы и воротит нос от блюда. Что же делать? Заменить брокколи на мороженое и затем порадоваться: дескать, «все-таки съел»? Разумеется, это чистейший самообман и бессмыслица. Но ведь именно так и поступили с астрологией Лео и его присные! Стремясь сделать ее понятной, они изменили ее до неузнаваемости. (Брокколи и мороженое похожи в том отношении, что и то, и другое – «еда». Но в остальном у них мало общего.)

Лео переосмыслил астрологию в теософских категориях. Но теософия и сама была попыткой превратить викторианский научный материализм в нечто такое, что у людей непривередливых сойдет за духовность. Эта псевдодуховная тарабарщина была достаточной широкой и туманной, чтобы подойти многим, кто решится в нее окунуться. И она не требовала принципиально переделывать обыденное мировоззрение. Поэтому люди понимали ее без труда, и ее влияние распространилось далеко за пределы самих теософских обществ. В наши дни оно пронизывает весь мир «Альтернативной Религии» и «Духовности Нового Века». На протяжении трех четвертей века тон в англоязычной астрологической литературе задавали теософы. Если какой-то автор и не состоял в теософском обществе, он все равно находился под теософским влиянием. Все крупнейшие астрологические организации Великобритании конца ХХ века – прямые наследники Астрологической Ложи Теософского Общества, основанной Аланом Лео в 1914 году. Взрослые люди, обычно способные напускать на себя здравомыслящий вид, ругаются друг с другом о праве на владение ручкой Лео, – с их точки зрения, видимо, обладающей силой не меньшей, чем Святой Грааль.

Спрашивается: зачем астрологу эта Непогрешимая Ручка? Неясно. Тем более что ее первоначальный владелец имеет примерно такое же отношение к астрологии, какое Роберт Оппенгеймер имеет к Хиросиме. Мир теософии совершенно чужд метафизике астрологии. Теософская астрология делит человечество на «развитые» и «неразвитые» души. (Отличительная черта развитых душ – их соответствие нормам поведения поздневикторианского среднего класса.) Всякая конфигурация карты рассматривается с позиции того, на какой ступени эволюции находится ее владелец. Поэтому у одного человека она указывает на мистический опыт, а у другого – на хронический запой. Ах, небольшая заминка: из самой карты о состоянии души узнать нельзя. Не беда, астролог должен положиться на собственное суждение о клиенте. Надежными показателями духовности послужат наличие правильного школьного галстука или знание правильного рукопожатия. (Разумеется, сам астролог находится на очень высокой ступени духовной эволюции и способен точно определять уровень эволюции ближних.)

Алан Лео использовал астрологию не столько для предсказаний, сколько для анализа характера. Он говаривал: «Характер – это судьба». Этому немало поспособствовало то обстоятельство, что его отправили под суд (по обвинению в «притязаниях на предсказания будущего»). На суде Лео оправдывался: дескать, он не делает ясные и определенные предсказания, а лишь указывает на «тенденции» в событиях. Оправдания не помогли, и впоследствии он ушел еще дальше от конкретики в описание характера. Казалось бы, не предоставляя четкого астрологического суждения, он создает помехи своей карьере. Ан нет, ставя у клиента под носом розовое зеркало и избегая говорить вещи, которые могут придти в противоречие с фактами, Лео сделал-таки желанный шаг к прогрессу.

В соответствии со своей неприязнью к конкретным утверждениям, Лео фактически кастрировал астрологию, стараясь всячески их истребить. Астрологические методы искажались или вообще выбрасывались. И, поскольку астролог больше не ставил перед собой задачу сказать нечто проверяемое, все эти новации не могли быть опровергнуты. И, чем дальше заходили модификации, тем меньше могла идти речь о ясных и четких суждениях.

…Все течет, все меняется, и вскоре астрологии, чтобы не отстать от модного интеллектуального жаргона, пришлось вносить дальнейшие коррективы. На смену теософскому дарвинизму пришел психоанализ. Горячий интерес Юнга к астрологии распахнул двери настежь. И первым сквозь них просочился американец Дейн Радьяр, который создал настоящее интеллектуальное бланманже – комбинацию теософии и Юнга. Мало-помалу роль юнговского словоблудия в этой мешанине еще более возросла, особенно через труды некой Лиз Грин, нынешней Царицы Книжных Полок. Грин пытается сидеть на двух стульях сразу, в результате чего ей приходится выслушивать нарекания как со стороны психологов, так и со стороны хороших астрологов-практиков. Это не помешало ей снискать колоссальную популярность, предъявляя читателям и клиентам именно тот образ самих себя, который им по нраву. Астрологии здесь, правда, маловато: все больше техники по «самоусовершенствованию».

В прошлом клиент приходил к астрологу за информацией. О медицине речь заходила только тогда, когда астрология использовалась как средство при постановке диагноза и лечении болезни. Ныне, в подражание психоанализу, астропсихологи сделали медицинскую модель консультации нормой во всех обстоятельствах. Исходная посылка здесь такова: у клиента неприятности. (Если он думает, что у него нет неприятностей, он неверно понимает ситуацию.) Астролог же, обладатель Знания и Мудрости, имеет достаточно ясный ум, чтобы помочь ему утрясти проблемы. В Центре психологической астрологии Грин (крупнейшей школе этого направления) от студента даже требуется пройти активную терапию. (Для сравнения: при обучении хирургов студентам не предъявляется требования ложиться под нож, чтобы стать хорошим хирургом…)

Медицинская модель распространяется не только на консультацию, но и на представления астролога о самом себе. В постоянных спорах о профпригодности астрологов исходят из того, что профпригодность определяется как у врачей, и что необходимо тесное сотрудничество астрологических и медицинских (или квазимедицинских) организаций. Многие астрологи рассматривают себя как часть системы здравоохранения или дополнение к ней. А ведь от них крайне редко ожидается лечение пациентов, имеющих диагностируемую болезнь! Куда спокойнее заниматься «консультированием» без определенных результатов и часто даже без иных определенных задач, чем получить от клиента чек.

Традиционную и новую модели астрологии можно сравнить, представив клиента как человека, стоящего на уличном тротуаре. Традиционный астролог посмотрит налево и направо: не едут ли машины. Представитель новой астрологии сначала сообщит клиенту, что в его желании перейти улицу виновата глубокая детская травма, а потом уйдет, оставив клиента на месте. Как вы думаете, чей совет полезнее? Если вы отдаете предпочтение первому из астрологов, ваше суждение также затуманено детскими травмами!

К настоящему времени психологическое направление вытеснило теософское, да и все остальные направления в астрологии. В его рамках мы находим многообразные формы астрологии «Нового Века», – все с тем же интересом к миру внутреннему и индифферентностью к миру внешнему. Пять минут в книжном магазине, – и вы гуру; знание названий планет дает вам право излагать свою мудрость в астрологических категориях. А еще входит в моду интуиция. Многие гордо заявляют, что никогда не снисходили до изучения астрологии под чьим-нибудь руководством, но развивали в себе интуитивное понимание предмета. Люди, которые к ним обращаются, надо полагать, также часто пользуются услугами стоматологов, интуитивно знающих стоматологию, а также услугами электриков, интуитивно чувствующих электропроводку. Но даже те, кто изучал астрологию, часто боятся следовать при интерпретации гороскопа установленным правилам: предел мечтаний – добиться «интуитивного» понимания. (По-видимому, они не считают интуитивное понимание синонимом опоры на собственные предрассудки.) От астрологов постоянно слышишь, как к своим толкованиям они присовокупляют фразу «для меня…». «Для меня это положение Сатурна означает…», «для меня этот аспект означает…». Что стоит за этой формулировкой? Неуверенность в правильном толковании? Ничуть. Астрологи имеют в виду, что только им доступен верный смысл, – благодаря наличию у них особых психических способностей.

Люди еще более одаренные в этом плане и вовсе отбрасывают астрологические условности, входя в область «эзотерической астрологии». В книжном магазине вы найдете массу книг под таким названием, что, если вдуматься, довольно странно, ибо эзотерическое по определению не тиражирует себя на рынке. Это все равно, что встретить уличный указатель с надписью: «Дорога в Тайный Штаб».

Эзотерический астролог оставляет простым смертным все обычные атрибуции планет и знаков (вроде той, что Венера управляет Тельцом). Он перетасовывает колоду, распределяя карты в порядке, который непосвященным может показаться случайным, но который в реальности открыт астрологу свыше – ангелом или каким-то другим существом. (Судя по полученным откровениям, обычно такие существа обладают весьма туманным представлением как об астрологии, так и о духовности). Личное откровение особенно прекрасно тем, что избавляет от необходимости учиться и при этом делает неуязвимым для критики. Наиболее чуткие люди даже вводят новые планеты, – планеты, чьи вибрации столь тонки, что остальное человечество их не улавливает. Рассматривая карту с этой точки зрения, эзотерический астролог мудро рассуждает о состоянии души клиента. А это еще меньше поддается проверке, чем расплывчатые описания психологического склада экзотерическими астрологами.

Первой книгой в столь достойном ряду было сочинение Алана Лео «Эзотерическая астрология». Даже астролог-теософ Чарльз Картер назвал ее «большим томом, в котором нет почти ничего, стоящего прочтения».(Интересно, что такого рода эзотерические «учения» никогда не совпадают с учениями богооткровенных религий.)

Самое странное, что все вышеописанное именуется «серьезной» астрологией. Ее представители всячески дистанцируются от «популярных» астрологов и вешают лапшу на уши доверчивым простакам, выставляя после своего имени многочисленные титулы, надо полагать, дающие их обладателям доступ к высшему знанию. (А ведь великие астрологи прошлого не кичились своим образованием! Например, Уильям Лилли, даже будучи на вершине славы, говорил, что он всего лишь «изучает астрологию».) Нам втолковывают: популярные астрологи, авторы газетных прогнозов, – просто ремесленники; они способны лишь на туманные банальности и приторные общие места. Серьезные же астрологи по сравнению с ними – небо и земля.

Прошли времена, когда прогнозы для солнечных знаков писали второразрядные газетчики. Теперь почти всегда эти прогнозы принадлежат «серьезным» астрологам, желающим подработать. Впрочем, в «серьезных» кругах на них косятся с неодобрением: дескать, в газетных прогнозах астрология предстает не в лучшем виде. (Словно британский офицер вышел к туземцам не при полном параде.) Хотя средний газетный прогноз едва ли способен содержать больше банальностей, чем средний астропсихологический анализ, следует признать, что подобного рода журналистика дает-таки большинству людей общее представление об астрологии. Кое у кого даже возникает смутное чувство, что в астрологии есть что-то еще (возможно, связанное с картой рождения). Однако большинство людей убеждены, что астрология занимается исключительно характеристиками солнечных знаков. Когда люди узнают, что ты астролог, то вторым вопросом (после «какие номера выиграют в лотерею?») неизменно бывает: «Я – Скорпион, а мой приятель – Рыбы; как у нас совместимость?»

Конечно, есть доля истины в делении человечества на 12 групп по солнечным знакам, – точно также как и в делении человечества на группы по странам. Однако, как видно из сравнения числа стран с числом знаков Зодиака, деление людей на нации куда тоньше, чем их деление на знаки. Между тем никто не говорит: «Я – американка, а мой приятель – австралиец; как у нас совместимость?» В солнечных знаках есть глубокий смысл: они суть 12 ворот, через которые мы можем попасть на Небеса. Но в нашем обыденном светском существовании анализ характера по знакам ничуть не тоньше, чем анализ характера по нациям. Если извлечь сущность австралийца, она может оказаться более шумной, более любящей спорт и пиво, чем сущность марокканца. Однако судить любого австралийца или марокканца по этим характеристикам просто глупо. Конечно, мы могли бы (при наличии определенных фактов) делать предсказания на основании национальности. Скажем, если мы знаем, что австралийская футбольная команда потерпит тяжелое поражение, а погода по всей Австралии будет ужасной и цены на пиво повысятся, можно предсказать, что австралийцам будет невесело. Но все равно в Австралии наберется масса любителей пива, солнцелюбивых спортивных фанатиков, которые будут в отличном настроении. А как бы вы посмотрели на такой прогноз: «Сегодня австралийцы получат повышение по службе»? Между тем австралийцев в мире куда меньше, чем Львов или Водолеев. И это хорошо демонстрирует вздорность прогнозов для солнечных знаков. Так не будем же тратить время на эти сомнительные колонки с полезными советами вроде «избегайте несчастных случаев»! И не будем ломать себе голову над тем, почему Овен может выиграть в лотерею с одним счастливым числом, а Телец – с другим.

Порой можно услышать: популярность этих прогнозов свидетельствует о здоровом состоянии современной астрологии. (Как если бы изобилие крапивы подчеркивало красоту розария.) Или: хотя сами газетные прогнозы бесполезны, они создают атмосферу, в которой астрология приемлема, а значит, стимулируют людей с серьезным интересом заниматься ей дальше. Однако в реальности эти прогнозы крайне вредны. Они приучают публику к фантастическим предсказаниям, которые по определению не могут сбыться, и к ошибочному убеждению, что астрология более ни на что не годна. Возьмите, например, ученых критиков, которые разделяют популярное убеждение в неспособности астрологии на нечто большее. Эти скептики отбрасывают всякое подобие научного метода, рассматривают несколько прогнозов по знакам Зодиака и злорадно делают вывод: астрология – вздор. Типичный пример – Поль Кудерк, астроном из Парижской обсерватории. Он рассмотрел 2 817 музыкантов и сделал вывод, что ни под одним из солнечных знаков не рождается большее число музыкантов, чем под другим. А ведь ни один представитель даже новой астрологии (не говоря уже о мастерах своего дела) не утверждал обратного. Что же доказывает в таком случае эксперимент Кудерка? Пожалуй, лишь одно: что у парижского ученого слишком много свободного времени.

Между тем прогнозы для солнечных знаков пользуются бешеной популярностью. Даже почтенные газеты, которые еще 10-20 лет назад пришли бы в ужас от мысли, что они напечатают нечто подобное, гордятся мастерством своих домашних астрологов как мощном оружием в битве за читателя. Но в чем состоит привлекательность такого чтива? А вот в чем: излюбленный гороскоп в утренней газете дает небольшой стимул, толику эмоционального кофеина, который взбадривает нас перед началом дня. Пусть даже мы знаем, что это чушь и сознательно не ждем исполнения предсказания. Однако, прочитав, что сегодня – хороший день для любви, проникаешься надеждой на лучшую жизнь. (Как в лотерее: мы понимаем, что шансы на выигрыш ничтожны, но, покупая билет, предаемся мимолетной мечте о перемене в нашей жизни.) И даже если гороскоп рекомендует осторожность, мы уходим с чувством, что не все так плохо; наши славные добродетели (овенские, тельцовские, близнецовские, рачьи…) позволят нам пробиться. Мы словно солдаты в окопах. Генерал проходит мимо, ненадолго задерживается то у одного, то у другого человека, одаривая улыбкой и сигаретой. Он уходит, но наш боевой дух окреп.

Большинству людей вполне хватает той крохотной дозы уверенности, которую они черпают из газетных прогнозов. Но бывают трудные случаи: некоторые привыкают к действию этих прогнозов как к наркотику; они начинают покупать другие газеты (в поисках более хорошего астролога) и даже журналы (с более детальными предсказаниями). Потом оказывается, что журнальные прогнозы им уже не помогают, и нужна доза посильнее. Тогда они заказывают распечатку с компьютерным предсказанием, а в наиболее отчаянных случаях прокрадываются в логово самого астролога, посеребрят ему ручку и сидят, разинув рты и слушая, как их читают, словно открытую книгу… Но какой в том прок? Лишь все та же ускользающая надежда на улучшение жизни.

А что могут представители новой астрологии, с их неизменной фиксацией на описании характера и отказом от всех средств, позволяющих сказать что-либо конкретное? Ничего. Они способны лишь держать перед носом у клиентов зеркало, которое им льстит. И это не столько астрология, сколько укрепление закомплексованных бедняг приторными речами. В этих речах может быть немногим более грамма истины, но за долгое время практики астрологи научились придавать им вид истины.

Новый астролог гордо возвещает: «Я не предсказываю», «я не даю рекомендаций». Что, спрашивается, он тогда делает? Массаж чужому эгоизму? «Я рассматриваю глубинную структуру карты». Хорошенькое дело! Представим такой прогноз погоды: «Вы не получите сведений о завтрашней погоде и о том, брать ли завтра зонтик. Но знайте: лето в нашей стране обычно сухое и жаркое». Скажите на милость: кому такой «прогноз» нужен?

Допустим, нам интересно, как проявятся взаимосвязи планет на небе с чувствительными точками нашей карты. Мы идем к крупному астрологу и слышим от него: «Кто мы такие, чтобы знать, как они проявятся?».(Как если бы метеоролог сказал: «Кто я такой, чтобы знать, как проявится это дождевое облако»?) Нам может показаться, что астролог забыл свой долг…и ошибемся! Ни при каких обстоятельствах новая астрология не сообщает ничего такого, что можно было бы записать и затем использовать как свидетельство. У нее иная цель: потворствовать людскому самолюбию. В наши дни люди не идут к астрологу, когда им хорошо: они обращаются к его услугам, когда смущены и в растерянности, когда им не хватает уверенности в себе. И новые астрологи им это дают. То и дело приходится слышать, как изготовители компьютерных гороскопов даже не вводят в компьютер для каждого нового клиента его время и место рождения, а отсылают всем одно и то же толкование. А зачем трудиться? Большинство клиентов остаются довольны: гороскоп похож. Еще бы! Ведь эти распечатки неизменно включают три волшебные фразы:

Вы важны.

Люди не всегда Вас понимают.

Ваши недостатки довольно невинны.

Вот вам квинтэссенция толкований гороскопов в новой астрологии! Гарантированно понравится любому клиенту.

Но трудно представить, что подобная ерунда увлекала многих замечательных мыслителей прошлого до такой степени, что они изо всех сил старались изучить астрологию как можно глубже…

Итог: некоторые люди, действуя из лучших побуждений, но совершенно неверно, попытались придать астрологии такую форму, в какой она была бы понятна современному человеку. Они потерпели полное фиаско: лишившись философской базы, от которой они ее оторвали, астрология потеряла смысл для кого бы то ни было. Астрология стала непонятной не потому, что ее опровергли, а потому, что изменилась философская основа. В мире, как его понимает современное общество, она попросту не может иметь смысл. По критериям современного мира – подчеркиваю, только по ним одним – астрология бессмысленна.

Астрология и современное мировоззрение несовместимы. Это означает, что кто-то из них ошибается. По мнению многих, данный факт опровергает астрологию. Однако с не меньшим (а то и с большим) основанием можно считать, что он опровергает современное мировоззрение. Мы видим аргументы только современного мира и через тусклое стекло, которое ставит перед нами современный мир. Однако победители пишут не только историю, но и философию. Лишь приняв, что современное общество выше всех нормальных обществ прошлого, – обществ, в центре которых стояла простая истина богооткровенной веры – мы можем принять, что наше общество смотрит на вещи правильно, а потому философия, стоящая за астрологией, ошибочна. Однако в пользу этого утверждения нет убедительных доводов.

Теперь пора развеять одно распространенное заблуждение. Традиционная астрология – это не ретроспективная ветвь астрологии, это не та астрология, которая апеллирует к древним авторитетам, а сама традиция астрологии. Как традиционная наука, наука в подлинном смысле слова (в отличие от современных наук, которые можно было бы назвать «лженауками»), она имеет своим объектом лучшее понимание Божественного, Творения и места Человека в нем. Слова аль-Газали, сказанные им об анатомии, не менее применимы и к небесной науке.

Наука о строении тела называется анатомией. Это великая наука, но большинство людей не обращают на нее внимания. Если кто и изучает ее, то только ради совершенствования в медицине, а не ради познания совершенства силы Божьей.

Одни возражения против астрологии действенны, а другие нет. Многие критики не отрицают, что она работает, но указывают на неправильное обращение человека с ней. (Раньше эта критика встречалась гораздо чаще, чем теперь.) Например, иногда говорят, что неблагочестиво заглядывать в запретные области знания, пытаясь подсмотреть за ходом космического процесса. Другие критики указывают на то, как глупо почитать звезды или придавать им независимую силу. (Такое заблуждение и впрямь случается, ибо человеку свойственно принимать орудие за причину. Скажем, к нам прибывает вестник с добрым известием, и мы хвалим вестника, словно он – причина вести.) Эти аргументы, в сущности, касаются не самой астрологии, а отношения человека к ней. Всякая форма знания есть проверка: как человек с ней будет обходиться? Об этой проблеме говорит Коран:

Мы – искушение, не будь же неверным!

Знание астрологии, как и знание ядерной физики, можно использовать неверно. Если астрология ведет человека к неверию и маловерию, она зловредна. Если же она выводит его на прямой путь, она – дар. Если сама астрология или один из ее элементов становится между человеком и Богом, – она используется неверно, ибо в ее учениях заключена та истина, что Бог всемогущ и Ему все подвластно. Здесь ясно видна самая суть проблемы: почему современный мир отвергает астрологию, и почему та форма, в которой она в нем существует, – лишь злая пародия на подлинную астрологию. В глубоко секулярном мире просто нет места для подлинной системы знания, ибо существование такой системы безжалостно разоблачает скудость предпосылок, на которых основывается секулярное знание.

Попытки переделать астрологию в свете западной культуры ХХ века неизбежно исказили ее до неузнаваемости. Сначала ее подстраивали под теософию, потом – под юнговский психоанализ, потом под «Новый Век» с западного побережья США. Каждый такой конформизм добавлял астрологии сторонников. Однако хотя эти сторонники были способны усвоить современный язык астрологии, полученные ими сведения мало, чем напоминали подлинную астрологию. Гордыня современного человека: «Если я этого не понимаю, оно должно измениться». Звезды существуют в мире гораздо дольше нас; и если мы хотим их понять, измениться должны мы, а не они. Мы не можем подстроить их под наши предрассудки.

Не может идти речь и о проверке астрологии критериями современной науки. Эти критерии носят преимущественно технологический характер: эдакий бесконечный поиск более совершенной мышеловки в попытке господствовать над миром. Мы же не судим о способностях баскетболиста по количеству попаданий в матче. Здесь другие критерии, и, в случае с астрологией, критерии, основанные на мудрости. К сожалению, и самих астрологов нередко завораживает соблазнительный туман, сулящий доказательство астрологии научными средствами. Поэтому они неизбежно начинают с отказа от всякого знания астрологии. Подлинную же астрологию интересует не количество, а качество: ее результаты не поверяются количественными методами вроде статистического анализа. «Насколько ты меня любишь?» «42 сантиметра». Ответ не имеет ничего общего с вопросом, – но именно его дают те представители новой астрологии, которые пытаются доказать что-то статистически.

Суть проблемы – и причина жалкого существования подлинной астрологии в современном мире, – состоит в том, что гуманистической астрологии не бывает. Астрология – священная наука. Уберите слово «священная», и ничего не останется. Многие современные школы гордо называют себя носителями «гуманистической астрологии». Другие вырядили свой гуманизм в наряд веры, хотя в их взглядах нет и намека на духовность. Последствия налицо: сплошное самолюбование. Новая астрология, во всех ее формах (включая «эзотерическую»), – жалкое и бессмысленное создание. Единственный прок от нее состоит в том, что неуверенных в себе людей она уверяет, как все прекрасно. Она полностью заслужила тот шквал критики, который на нее обрушивается, – хотя и по иным причинам, чем полагают сами скептики. Традиционная астрология – это собор, где человек становится ближе к Творцу. Новая астрология – это бордель, обещающий исполнение любых желаний и не дающий удовлетворения ни в чем подлинно необходимом.

В последующих главах мы рассмотрим, какие возможности открывает подлинная астрология, которая до начала «Просвещения» процветала долго и успешно.

Перевод с английского Н.А.Майского

http://www.argo-school.ru/index.php
Категория: Хорарная астрология | Добавил: Майя (03.03.2010) | Автор: Джон Фроули
Просмотров: 1804 | Теги: астролог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Reiki

OM


...

Россия-Великая Мать

Читать на форуме:
Точка невозврата для России еще не пройдена


Поток

Поиск по сайту

Луна
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)


Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz

Никакие сведения, методики, настройки, инициации, размещенные на Портале «Звездная река», не предназначены никогда, явно или косвенно, в качестве замены профессиональной врачебной помощи. Мы ни в каком случае не можем быть ответственными, прямо или косвенно, за ущерб, полученный при использовании информации о настройках, методиках или инициациях или предоставленных настройках и инициировании или через их использование, небрежность или другие действия. Практик Рейки, астролог или рунолог, не имеющий профессионального медицинского образования, не имеет права ставить диагноз вмешиваться или изменять лечение, назначенное врачом. При любой, физической или психологической, болезни рекомендуется консультация врача.